Евро-4 и Евро-5 это экологические стандарты, регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах бензиновых и дизельных двигателей. В первую очередь, оксидов азота и сажи. Допустимые показатели содержания этих веществ в выхлопных газах при следовании стандарту Евро-5 в два раза ниже, чем при следовании стандарту Евро-4. Чтобы стимулировать отечественных производителей выпускать топливо, соответствующее стандарту Евро-5 (а также модернизировать производства), до последнего времени акцизы на бензин и дизтопливо, соответствующее указанному стандарту облагалось акцизами примерно в два раза низшими, чем топливо соответствующее стандарту Евро-4. Но когда стало ясно, что «Большой Налоговый Маневр» в нефтяной отрасли оборачивается проблемами в отношениях с нефтянниками, министерство финансов предложило выровнить уровень акцизов на Евро-4 до уровня акцизов на топливо, соответствующее стандартам Евро-5.
Этим нефтеперерабатывающая отрасль была лишена стимулов для модернизации производств с целью перехода на Евро-5.
«Но вот Евро-4, Евро-5, какая в них разница ?», спросите вы. Дело в том, что нашей стране ввиду бесконечного роста тарифов на железнодорожные перевозки, все большее количество грузов перевозится грузовым автомобильным транспортом. Сейчас на автомобильных магистралях мы можем наблюдать целые колонны громадных фур, везущих тысячи тонн грузов и выбрасывающих в небо столбы из выхлопных газов. И в этих условиях вопрос экологической чистоты указанных выбросов становится вопросом здоровья нации. Содержание вредных веществ в топливе по стандарту Евро-4 в два раза выше, чем в топливе по стандарту Евро-5. Кроме того, в Евро-5 впервые введено ограничение по саже.
И еще — влияние концентрации вредных веществ в выхлопных газах на продолжительность жизни уже изучено и подсчитано. Для примера — жители центральных районов Лондона в среднем живут на 10 лет меньше, чем жители окраин.