Авторитетные на местах, владеющие знаниями и навыками традиционного характера, накопленными поколениями, нынешние вожди в то же время вполне цивилизованные граждане, действующие в суверенных государствах. Да и сам облик традиционного вождя претерпел заметную эволюцию как по внешним признакам, так и в характере взаимоотношений с государственной властью.
Конечно, многие из них, живущие в современной африканской глубинке, все еще воплощают архаику прежних времен. Тем не менее институт вождей испытан временем. Он достаточно стоек и одновременно гибок, легко приспосабливается к общественным переменам. Вероятно, это одна из причин, по которой для студенчества весьма привлекательным является современный тип вождя — человека с образованием, осуществляющего на местах хозяйственно-организационные, ритуальные, судебные и другие функции, безукоризненно вписывающегося в современную систему управления государством, добросовестного, радеющего за сохранение обычаев, традиций, культурного наследия своего народа.
Описывая современную ситуацию в Гане, Ю.В.Савицкий упоминает среди прочего, что нынешний верховный вождь ашантийцев — юрист, получивший образование в Лондоне, имеющий богатую адвокатскую практику, свободно владеющий иностранными языками, регулярно выезжающий в европейские страны. Этот асантехене — человек с солидными доходами, занимающийся частным бизнесом. Тот же автор приводит другой любопытный пример избрания вождем одной из северных провинций Ганы — Аддо Навро-Пио — выпускника Сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева, кандидата наук, продолжительное время жившего с семьей в Москве. Будучи избранным традиционным вождем своего народа, он немедленно оставил прежние занятия, вернулся на родину, «чтобы добросовестно выполнять свои обязанности».
Небезынтересны и результаты исследования, в котором студентам нескольких университетов Западной Африки был задан вопрос: «Какую, по Вашему мнению, политику должен проводить западноафриканский политический деятель: а) полагаться на традиционные политические институты; б) опираться в своей деятельности на современные политические институты; в) попытаться использовать разумное сочетание традиционных и современных политических институтов?» Лишь 8 % студентов высказались за первый вариант деятельности политического лидера, 10 % — за второй и 82 % опрошенных — за эффективность сочетания обоих типов институтов власти.Такая позиция по отношению к традиционным социально-политическим структурам, разделенная основной массой опрошенных студентов, видимо, не случайна и является отражением общего процесса реставрации традиционного фактора в социокультурной жизни континента, сложного переплетения элементов детрибализации с возрастающим ощущением принадлежности к определенной этнической группе.
С другой стороны, подобная двойственность в оценках свидетельствует о сложном комплексе взаимодействия студента как выразителя и носителя культурных традиций своего народа и одновременно современного уровня общественного развития. Что касается собственно университетской жизни, то здесь часто этнический фактор проявляется как в форме полуиерархической зависимости различных этнических групп с отчетливо выраженной престижностью представителей лидирующих в стране этнических общностей, так и в особенностях быта и поведения отдельных этнических групп в университетских стенах.